Доступная среда.


Доступная среда – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Нормативно-правовая база:

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Наличие детей с ОВЗ, детей-инвалидов в группах общеразвивающего вида.

Общеразвивающие группы ДОУ посещают согласно возрасту 3 ребенка-инвалида.

Обеспечение доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

Согласно приказа Министерства образования от 09.11.2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно проводится комплекс мероприятий по обеспечению
доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

  • приказом по учреждению определены ответственные
    должностные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности
  • систематически организовывается инструктирование
    специалистов и сотрудниками,задействованными по вопросам, связанным с обеспечением доступности;
  • по результатам комиссионного обследования оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку соответствия уровня доступности в ДОУ заявленным законодательством РФ требованиям;
  • разработан план действий по обеспечению доступности в форме Дорожной карты. По состоянию на 1 сентября 2017 года выполнен следующий перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных показателей доступности:
    содействие ребенку-инвалиду при входе в ДОУ и выходе из него, информирование о доступных маршрутах общественного транспорта, адаптация официального сайта ДОУ для лиц с нарушениями зрения (версия для слабовидящих), плоских
    информационных знаков.

Условия обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты, организуя как фронтальные,  подгрупповые, так и индивидуальные формы работы.  

Для коррекции нарушений развития детей с ОВЗ работает логопункт с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей.  В работе с  детьми-инвалидами предусмотрено исполнение  мероприятий, определенных ИПРА ребенка-инвалида.

В детском саду функционирует ПМПк, целью которого является психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе: усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие воспитанников в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.

Помещения для организации образовательного процесса для  воспитанников с ОВЗ.

в МДОУ ЦРР «Кристаллик» детский сад №30  имеются помещения, которые используются и могут использоваться для работы с детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ: кабинет педагога-психолога  ,учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы, студия изобразительного творчества. Все помещения, предназначенные для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, оснащены различными дидактическими пособиями, которые могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалистов

 Организация питания  воспитанникови лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование и персонал пищеблока детского сада обеспечивают воспитанников с ОВЗ  четырех разовым питанием.

Условия охраны здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Охрана здоровья воспитанников с ОВЗ обеспечивается следующими условиями:

  • здание детского сада оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности;
  • для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в детском саду функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН2.4.1.3049-13. ;
  • разнообразие и смена видов деятельности;
  • разнообразие и вариативность дидактического материала;
  • безопасность дидактических материалов;

использование здоровье сберегающих технологий

Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для воспитанников с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ ЦРР «Кристаллик»- детский сад №30 и с другими сайтами образовательной направленности, на котором  существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). 

 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.